top of page
  • Фото автораИнформационный отдел МРО

Аспекты жертвоприношения в Курбан Байрам



В связи с приближением праздника Курбан Байрам стали поступать от многих наших дорогих единоверцев вопросы по тому, как следует проводить заклание. В связи с чем, был подготовлен краткий материал, поясняющий проблемные аспекты.

الأضحية واجبة على كل حر مسلم مقيم موسر، في يوم الأضحى عن نفسه و وُلده الصغار يذبح عن كل واحد منهم شاةً أو يذبح بدنةً أو بقرةً عن سبعةٍ، و ليس على الفقير و على مسافر أضحية، و وقت الأضحية يدخل بطلوع الفجر من يوم النحر، إلا انه لا يجوز لأهل الأمصار الذبح حتى يصلى الإمام صلاة العيد، فأما اهل السواد فيذبحون بعد الفجر. Говорится в главной книге по ханафитскому фикху Мухтасар аль-Кудури: "[Принесение в жертву] курбана является ваджибом [обязательным, за оставление чего - грех. По мнению Абу Юсуфа - сунна му'аккада (прим. А.Майдани)] на каждом свободном [не являющимся невольником] мусульманине, оседлым [не находящимся в путешествии], состоятельном [обладающим нисабом] в день жертвоприношения, за себя, и за своих несовершеннолетних детей [избранное мнение - Абу Ханифы, состоящее в том, что за детей не даётся (прим.А.Майдани)] забоем от каждого из них по овце, или забоем верблюда или коровы от семерых. На нищем или путнике нет обязанности курбана. Время жертвоприношения наступает с восходом дня жертвоприношения, кроме жителей городов, забой для которых не дозволен пока имам не прочитает праздничный намаз. Что же до жителей деревень, то они забивают после восхода". {Мухтасар аль-Кудури}.

Вывод: принесение в жертву курбана является ваджибом для каждого совершеннолетнего (не позднее 15 лет по ханафи (Ибн Абидин) свободного мусульманина, обладающим нисабом, не являющимся путником, принесением в жертву овцы за одного человека. Таким образом, если в семье имеются помимо родителей совершеннолетие дети с нисабом, то они также совершают курбан за себя отдельно.

В русском интернете имеет хождение фетва Салафитского мазхаба, озвученная такими имамами как аш-Шаукани, который говорил по этому поводу: و الحق انها تجزئ عن اهل البيت، و إن كانوا مائة نفس او اكثر «И истина, что [одна овца] достаточна за семью, и даже [за семью] из ста человек или более». {Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5. С. 128; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 8 т. Т. 1. С. 392, 393}. Также бывший муфтий Саудовской Аравии Абдулазиз Ибн Баз сказал в свой фетве двум братьям с жёнами, живущими в одном доме: وإذا ذبحتما واحدة فأنتم أهل بيت واحد، أنتما أهل بيت واحد تكفيكم واحدة، "И если вы [два брата с жёнами] закололи одну [овцу] и вы - один дом, вы вдвоем один дом, и вам достаточна одна [овца].

Однако понимание имама саляфов - Абу Ханифы предстает наиболее верным, как об этом говорит алляма Таханави в И'ля ас-Сунан т.17 стр. 210, так как его аргументация является объединением хадисов, что является ваджибом для муджтахида, как на это указал Навави.

Салафитский мазхаб опирается на два основных хадиса:

عَنْ عَطَاءِ بْنِ يَسَارٍ؛ قَالَ: سَأَلْتُ أَبَا أَيُّوبَ الأَنْصَارِيَّ: كَيْفَ كَانَتِ الضَّحَايَا فِيكُمْ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللهِ صلى الله عليه وسلم؟ قَالَ: كَانَ الرَّجُلُ، فِي عَهْدِ النَّبِيّ ِصلى الله عليه وسلم، يُضَحِّى بِالشَّاةِ عَنْهُ وَعَنْ أَهْلِ بَيْتِهِ. فَيَأْكُلُونَ وَيُطْعِمُونَ. ثُمَّ تَبَاهَى النَّاسُ، فَصَارَ كَمَا تَرَى От Ата ибн Ясара, сказавшего, я спросил Абу Аюба аль-Ансари: каково было жертвоприношение у вас в период посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Он сказал: во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, мужчина приносил в жертву от себя и своего дома (своей семьи) одну овцу. Мясо они ели сами и угощали им других. Это продолжалось до тех пор, пока люди не начали хвастаться друг перед другом и пришли к тому, что ты можешь наблюдать сегодня" {Тирмизи, Ибн Маджа}. Также другой хадис:

إِنَّ عَلَى أَهْلِ كُلِّ بَيْتٍ فِي كُلِّ عَامٍ أَضْحَاةً "На каждой семье (букв."на каждом доме") [лежит обязанность] курбана каждый год" {Ахмад}.

Однако, как это указал Таханави, это довод против Салафитского мазхаба, а не за него.

Овца - наименьшее, что может принести в жертву человек, и если в ней участвуют двое, трое, четверо, то от овцы остаётся половина, треть, четверть за одного, в таком случае нарушается принцип минимального объема жертвы - одна овца. {И'ля ас-Сунан, и.17, стр.210}

Если бы курбан можно было бы делать за несколько человек, то на всех хватило бы одной овцы принесённой пророком за всю общину мусульман: فَذَبَحَهُ رَسُولُ اللهِ صلَّى الله عليه وسلَّم بِيَدِهِ، وَقَالَ: «بِسْمِ اللهِ وَاللهُ أَكْبَرُ، هَذَا عَنِّي وَعَمَّنْ لَمْ يُضَحِّ مِنْ أُمَّتِي "...и заколол Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, собственной рукой, и сказал: "Именем Аллаха, и Аллах велик, это от меня и от тех, кто не делал Курбан в моей общине". {Тирмизи, Абу Дауд} Однако это не так, ибо пророк твердо указал:

مَنْ وجدَ سَعَةً فلَم يُضَحِّ ، فلا يَقْرَبنَّ مُصَلاَّنا

"Кто имеет возможность, и не сделал Курбан, то пусть не приближается к нашим местам молитвы". {Ахмад, Ибн Маджа, Хаким сказал, что хадис - Сахих}. Тогда в чем же нужда каждому искать возможность, если "сто и более" мусульман могут участвовать в заклании одной овцы?

Передается от Ибн Омара, пусть Аллах будет доволен ими, что он сказал:

الشاة عن واحد "Овца - за одного [человека]". {И'ля ас-Сунан, т. 17, стр. 210}.

لقد رأيت ابا بكر الصديق و عمر ما يضحيان عن اهلهما От Абу Шурейха: "Я видел, что Абу Бакр и Омар не закалывали Курбан за свои семьи". {Канз аль-'Уммаль. Ибн Касир сказал - Иснад Сахих}.

Что же касается упомянутого хадиса от Ата ибн Ясара, то это довод в сторону Абу Ханифы, а не против него, так как именно он и говорил, что нет обязанности состоятельному мужчине закалывать Курбан за несовершеннолетних детей и жену. Что согласуется с данным хадисом, в котором имеется ввиду заклание одной овцы за мужчину, так как нет обязанности совершать отдельно за его супругу+несовершеннолетних детей. В то время как его совершеннолетние дети с периода булюга (до 15 лет) во ту эпоху вступали в брак и начинали жить в отдельном доме и делали курбан за себя отдельно. Отсюда и идёт указание пророка что курбан делается с "каждого дома", подразумевающего отдельного мужчину в котором собрались условия: и булюг и нисаб, что и доказывается хадисом от Абу Шурейха.

Вывод: мнение, вбирающее в себя все противоположные хадисы, это то, что сказал Абу Ханифа, пусть Аллах будет доволен им, это мнение основано на единении различных хадисов, практикуя которое человек не попадет в оставление одной из двух групп противоположных хадисов. Тем самым, данное мнение является наиболее объективным. Также хотелось бы напомнить, что традиционно, на территории Республики Беларусь, а также в смежных регионах, испокон веков был распространен ханафитский мазхаб, основанный в первом веке хиджры и согласно указанному пророком в хадисе, что каждое новое поколение будет хуже предыдущего, замена практики предков предстает ничем иным как оставлением лучшего в сторону худшего. Таким образом, хотелось бы посоветовать всем не брать религию от новомодных спикеров, а хотя бы постараться сохранить то, что было сохранено предками. И Аллах более знающ.


Подготовил: Овезов Максат, ответственный за научно-исследовательский отдел МРО в РБ.

bottom of page