top of page
  • Фото автораИнформационный отдел МРО

День памяти жертв холокоста в Бресте

В воскресенье, 29 января, руководитель аппарата муфтията МРО в РБ Овезов Максат с председателем общины мусульман города Брест Айдын-хаджи Беджановым были приглашены на городские мероприятия, посвященные памяти жертв холокоста.



Мероприятие проходило в центре города, у мемориального знака на месте бывшего гетто. Здесь собрались представители местных органов власти, дипломатических миссий России, Израиля, Казахстана, Польши и Украины, общественных организаций, священнослужители иудаизма, православия, католицизма.



Открывая церемонию, заместитель председателя горисполкома Виталий Щерба назвал это место святым для Бреста. Он напомнил, что за время оккупации в годы Великой Отечественной войны город потерял половину своих жителей, в том числе все еврейское население. "Нужно помнить о тех страшных днях, чтобы не допустить подобной трагедии впредь, ценить мирную жизнь. Это, как никогда, сейчас важно", - сказал вице-мэр.



После него выступили председатель Брестского городского еврейского общественного объединения "Бриск" Регина Симоненко, консул РФ Олег Мурашев. Раввин Бреста Хаим Рабинович прочел несколько строк молитвы. А узник брестского гетто, председатель еврейской общины - Борис Менделевич Брук выступил с чувственной речью очевидца тех событий.



После его выступления слово было дано руководителю аппарата муфтията МРО в РБ Овезову Максату. Он в своем выступлении отметил, что события холокоста и расовой сегрегации являются страшной трагедией не только для еврейского народа, но и для всех народов, пострадавшим от рук фашистов. 



Страницы истории Беларуси переполнены ценнейшими событиями и фактами: мать муфтия МРО в РБ Абу Бекир хазрат Шабановича - Айша Мустафовна Шабанович в годы фашистского зверства спасала еврейских детей в своем доме, рискуя своей семьёй. Такие случаи происходили и в Минске, и в Новогрудке,  и в других городах нашей страны. 



Но сегодняшняя реальность привела нас к тому, что определенные силы пытаются стереть память холокоста и истребления людей по какому-либо признаку. Сегодняшняя реальность показывает, что урок холокоста забывается: истребление, травля и сегрегация сменили расовый вектор, направившись на истребление по религиозному признаку.



В тех же странах, которые 80 с лишним лет назад отличились симпатией к фашизму - этническому истреблению людей, стали проявляться до боли знакомые, отработанные их предками шаги к истреблению и гонению людей, но только теперь это гонение уже по религиозному признаку.



Как и в 1930-е годы мы видим поползновения к погромам кварталов мусульман, отлавливанию и избиению мусульман, запрету на посещение мусульманами определенных стран, определенных районов, кварталов, магазинов. И как апофеоз - защищаемые полицией акции по надругательству божественной мудрости и святости - Корана, цинично именуемые "свободой слова". 



Это напоминает такие же циничные строки над входом в фашистские концлагеря - "Arbeit macht frei" — «А‌рбайт махт фрай», что в переводе с немецкого означает "Труд освобождает", как бы обещая освобождение из "исправительного трудового лагеря" тем, кто там проработает и исправится. Но "освобождались" узники либо в печи, либо в газвагенах (Gaswagen), либо в камерах  с газом "Циклон Б".



Завершил имам Максат свою речь тем, что систематическое стирание памяти о холокосте и зверствах фашистов, наблюдаемое в наши дни, является предпосылкой для повторения этих зверств в современности. 



Нужно ли цивилизации ждать появления сухой многомиллионной статистики загубленных душ, прежде чем человечество очнётся и признает ошибочность такой "свободы слова"?



Comments


bottom of page