В прошедший пятничный день, во время проведения урока до азана джума, одним из наших братьев, да помилует его и нас Аллах, было публично озвучено возражение насчёт проведения подобных пятничных уроков. Он указал, что это новшество, которое не практиковали в период пророка, мир ему. То есть его не практиковали сподвижники, да будет доволен ими Аллах, его не практиковали саляфы (учёные первых поколений мусульман), а богословы салафитского мазхаба это порицают.
Данный вопрос побудил меня обратиться к книгам и дать развернутый ответ на данный вопрос, в связи с чем публикуем его в виде небольшой статьи.
Прежде всего, согласно одному из самых авторитетных богословов салафитского мазхаба, бывшего муфтия Саудовской Аравии Абдулазиза ибн База, да помилует его Аллах, такие уроки не порицаются:
السؤال: ما رأي سماحتكم في درس يلقى في كل يوم جمعة وبالتحديد قبل الأذان ويمتد إلى أن يرفع الأذان،
Был задан вопрос Абдулазиз ибн Базу: "Каков взгляд вашей светлости в отношении урока, проводимого каждый пятничный день, и конкретнее говоря до азана. И проводить его до того, как начнется азан?"
قال ابن باز: "لا أعلم أن فيه بأسًا، لا أعلم فيه بأسًا ويروى عن أبي هريرة رضي الله عنه أنه كان يقوم بذلك، يروى عن أبي هريرة رضي الله عنه أنه ... يقوم بهذا الدرس قبل دخول الخطيب وإذا أذن ترك ذلك".
Сказал Ибн Баз: "Я не знаю ничего против этого, я не знаю ничего против этого, и передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что он делал так. Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что он ... проводил такой урок до входа Хатыба [на Минбар], и когда делался азан, то оставлял это".
Приведем два небольших сообщения от Абу Хурейры, повествующих о том, что в эпоху сподвижников так поступали:
قال الحميدي، حدثنا سفيان حدثنا زياد قال: ''قلت لثابت الأعرج: من أين سمعت من أبي هريرة؟ فقال: كان موالي يبعثوني يوم الجمعة آخذ لهم مكانا أمام المنبر، فكان أبو هريرة يجيء قبل الصلاة فيحدّث الناس فكنت أسمع'' مسند أبي عوانة 3/ 64 وهو أثر صحيح.
Сказал Хумайди, поведал нам Суфьян, поведал нам Зияд, сказавший: "Я сказал Сабиту аль-А'раджу: откуда ты узнал про Абу Хурейру? Он сказал: вольноотпущенники отправляли меня в пятницу, чтобы я занял место для них перед минбаром. И Абу Хурейра приходил до пятничного намаза и рассказывал [наставления] людям, и я слушал". Муснад Абу Аваны т.3, стр 64 и это сообщение достоверно (сахих).
عاصم بن محمد بن زيد عن أبيه قال: كان أبو هريرة يقوم يوم الجمعة إلى جانب المنبر فيطرح أعقاب نعليه في ذراعيه ثم يقبض على رمانة المنبر يقول: قال أبو القاسم صلى الله عليه وسلم، قال محمد صلى الله عليه وسلم، قال الصادق المصدوق صلى الله عليه وسلم، يقول في بعض ذلك ويل للعرب من شر قد اقترب، فإذا سمع حركة باب المقصورة بخروج الإمام جلس'' أخرجه الحاكم 1/ 190 رقم ,367 وقال هذا حديث صحيح على شرط الشيخين، ولم يخرجاه.
Асым ибн Мухаммад ибн Зайд от его отца, сказавшего: Абу Хурейра вставал в пятничный день сбоку от минбара, складывал сандалии в руки, затем брался за набалдашник минбара и говорил: "Сказал Абу аль-Касым, мир ему и благословение Аллаха... Сказал Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха... Сказал правдивый, оправданный...[т.е. пророк Мухаммад]... Иногда среди этого он говорил: Горе арабам от зла приблизившегося! А когда он слышал движение двери Максуры, говорящее о выходе имама [к минбару] то садился".
Привел риваят имам Хаким т.1, стр. 190, номер 367, и этот хадис - сахих по условиям Бухари и Муслима (!), но они не привели его. Также и имам аз-Захаби назвал его достоверным (сахих).
Некоторые суннитские шейхи высказались в отношение этих риваятов, что молчание сахабов относительно пятничных лекций Абу Хурейры являются иджмой сахабов(!), одобряющей эти пятничные лекции.
Также, уместным будет привести сообщение от выдающегося ученого саляфов, имама Медины - имама Малика ибн Анаса, да помилует его Аллах, :
قال ابن القاسم في المدونة الجزء الاول الصفحة ١٤٨: ''رأيت مالكا والإمام يوم الجمعة على المنبر قاعد، ومالك متحلّق في أصحابه على حديثهم كما هم حتى يسكت المؤذن، فإذا سكت المؤذن وقام الإمام للخطبة تحوّل هو وأصحابه إلى الإمام فاستقبلوه بوجوههم. قال ابن القاسم: وأخبرني مالك أنه رأى بعض أهل العلم ممن مضى يتحلّق يوم الجمعة ويتحدث. فقلت لمالك : متى يجب على الناس أن يستقبلوا الإمام بوجوههم ؟ قال : إذا قام يخطب و ليس حين يخرج''.
Сказал Ибн Касым в "Мудаввана", т.1, стр.148: "Я видел имама Малика, тогда когда в пятниный день имам сидел на минбаре, а имам Малик окружённый своими учениками был в своих обсуждениях [уроках], до тех пор пока не замолчит муаззин. А когда замолкал муаззин и вставал имам для Хутбы, то он [Малик] поворачивался с учениками к имаму, встречая его своими лицами". И сказал ибн Касым: сообщил мне имам Малик, что он видел некоторых обладателей знания в том, что они постоянствовали в рассказывании [наставлений] людям в пятницу. И я спросил Малика: когда обязательно людям поворачиваться лицом к имаму-хатыбу? Он ответил: когда имам встал и начинает хутбу, а не тогда, когда он ещё выходит [в молитвенный зал]".
Здесь нужно отметить, что имам Малик, да помилует его Аллах, жил среди некоторых из последних сподвижников, а также среди десятков тысяч детей и внуков сподвижников, и этот факт четко указывает на такую особенность его мазхаба как "Амаль ахли-Мадина" - практика мединцев, которые практиковали именно то, что пророк, мир ему, оставил на момент своей смерти.
Итак, дорогие мусульмане, здесь мы узнали, что одни из самых выдающихся богословов салафитского мазхаба не порицают пятничные лекции, более того, так поступали одни из самых близких к пророку, мир ему, сподвижников, да будет доволен ими Аллах!
Нельзя не отметить, что порицание проведения таких пятничных уроков будет выступлением против практики Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, а обвинение сподвижников есть проявление рафидизма. А также порицание таких пятничных уроков будет выступлением против иджмы сахабов, а выступающий против иджмы сахабов является заблудшим/зиндык. Да убережёт нас всех Аллах Всевышний!
В известном хадисе пророка, мир ему, про 73 течения, он сказал об этих течениях:
كلُّهم في النَّارِ إلَّا ملَّةً واحِدةً ، قالوا : مَن هيَ يا رسولَ اللَّهِ ؟ قالَ : ما أَنا علَيهِ وأَصحابي
"Все они в Аду, кроме одного течения. Сподвижники спросили: а кто они, о посланник Аллаха? Он ответил: "Те, кто будет на том, на чем я и мои сподвижники". Тирмизи №2641, хадис хасан.
Исходя из этого, практика любого из сподвижников расценивается как пророческая практика спасшейся общины.
В завершение: как это отметили учёные сунниты, шариатский хукм (постановление) касательно проведения урока до азана Джума - мустахабб. (Рекомендованный, желательный. Это синоним хукмов "сунна гайр муаккада", "мандуб").
А Аллах Всевышний знает лучше!
Подготовил: Овезов Максат.
Comments