В этой книге в ясной и доступной форме изложены основы нашей религии, дан перевод многих молитв: как коранических сур и аятов, так и дуа-мольб. Особую ценность этому труду придает его полное соответствие нормам акыды и ахлю-с-Сунна валь-джамаа (суннитского вероучения) при том, что автор – местный, белорусский мусульманин, получивший почти наверняка домашнее религиозное образование. Положения религии, перечисляемые в трактате, подкреплены цитатами из перевода Корана на польский язык, что указывает на высокий уровень знаний автора. Можно назвать эту книгу первым сохранившимся печатным изданием татар Беларуси, Литвы и Польши, т.к. приписываемая А. Мухлинским перу Якуба Азюлевича книга «Апология татар» (датируется 1630-м) до нас не дошла.
У книги Ю. Соболевского непростая судьба. Хотя вышла в полной версии в Вильно в 1830 году, по времени оказалась близка к началу восстания 1830–1831 гг. и потому оказалась незаслуженно забыта. Сегодня она возвращается к новому поколению читателей и по праву может считаться настольной книгой мусульман Восточной Европы.
Пояснения к переводимому тексту даются в скобках: квадратных (если речь о контекстуальных вставках, подразумеваемых автором) или круглых (когда приводится пример или комментарий по тексту). Некоторые имена собственные, религиозные термины и пунктуация приведены в соответствие с современными. Авторские термины, некоторые имена собственные даются в скобках латиницей.
بِسْـــــــــــــمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِـــــــــــــيمِ
Во Имя Милостивого и Милосердного Бога.
Да будет хвала Богу, по милости Которого мы исповедуем религию Ислам и являемся мусульманами .
Да пребудут мир и благословение Всевышнего над всеми Его пророками, посланниками и над Мухаммадом-пророком ﷺ.
О, вы, смертные! Склоните головы ваши, внимайте и с почтением слушайте истины, которые даны вам свыше:
Раздел 1. О Боге
Надлежит прежде всего признавать:
1. Всевышнему Одному следует поклоняться; нет у Него ни сотоварища, ни равного, нет у Него ни нужд, ни потребностей, присущих людям. Он не родился и не рождал никого. Нет у Него жены, ни сына, ни дочери. Таких атрибутов в Нем нет и быть не может. Он не находится ни в небе, ни на земле, у Него нет места жительства (nie ma mieszkania). Он не справа, ни слева, ни спереди, ни сзади, ни вверху, ни внизу. Он незрим, не имеет ни формы, ни фигуры, ни цвета, ни частей.
Его бытие не имеет ни начала, ни конца; [Его бытие] от Себя Самого, а не от кого-то другого. Его величайшая сущность неизменна. Он не подвержен болезни, боли, страху и горю, и, наконец, Он всецело свободен от несовершенства. Он уже существовал, когда [сей] мир был ничем. Он не требует ничьей помощи, а может всё. Если бы пожелал, в мгновение ока Он уничтожил бы весь мир – и так же, если бы Ему захотелось, создал бы новый. Нет ничего трудного для Него: создать малую мушку или семь небес и семь миров (т.е., земель) – это для Него одинаково.
Никто над ним не имеет мощи, тогда как Он управляет всеми существами (и всем сущим). Он ни к чему не обязан.
Он ни от кого не получает ни пользы, ни вреда. Никакой пользы Ему не было бы, если все неверующие стали бы верующими, а все грешные – благочестивыми. Так и напротив, не было бы Ему вреда оттого, что люди стали неверующими.
2. Богу присущи [и такие атрибуты, как] жизнь и мудрость (всеведение). Ему ведомо всё скрытое и явное на небе и на земле; Он знает, что находится на суше и на море. Ничто не скроется от взора Бога, ни один лист дерева не шелохнется, чтобы Бог о том не ведал, и нет наименьшего семени в темном лоне земли, ни чего-либо зеленого, ни сухого, чтобы не было записано в Книге всезнания. Нет ничего, чего бы Он не знал.
Мудрость (всеведение) Его охватывает всё, одновременно, в мельчайших деталях и в общем. Он знает вещи прошлые и будущие, знает, что входит в сердце человека и что оглашается через уста, его нутро и внешность. Он знает те вещи, которые ощущаются органами чувств, как и те, которые невидимы. Он знает их Сам и еще знают лишь те, кому Он раскрывает [то, что пожелает, из Своего знания]. Он не забывает, не упускает из виду [и Его знание] не может исчезнуть. Он не может ошибиться. Его мудрость предвечна и не появилась позже Его бытия.
3. Он обладает [атрибутом] Слух. Он слышит все голоса, как слабые, так и сильные, настолько, что если кто-либо что-то на ухо другому шепчет и тот его не слышит, однако Бог его слышит.
4. Бог всё видит, и куда бы не обратил [взор Свой], всё заметит. Он охватывает весь мир Своей бесконечностью и всеведением, проникает во все тайны. Если кто что-то тайно или публично скажет, или в тени ночи скроется или ясным днем покажется, Он (Аллах) всё знает в равной степени. Но то, что Он слышит, не входит к Нему через ухо, а то, что Он видит – через око, ибо Он не имеет ни глаз, ни ушей.
5. Он обладает свободой воли, делая что пожелает. То, чего Он не пожелает, произойти не может; Его никто не может силой принудить к деянию. Всякая вещь, злая или добрая, которая должна быть на свете, существует по Его воле. Он желает веры для верующих и праведность для богобоязненных; и точно также желает, чтобы существовали неверующие и неверие, как и желает, чтобы были грешные и греховность.
Всё, что мы делаем, по Его воле делаем, а чего Он не хочет, не может случиться. Если бы Он пожелал сделал бы всех людей верующими и праведными; и напротив, если бы была Его воля, сделал бы всех неверующими.
6. Надлежит исповедовать, что Бог является всемогущим. Он способен на всё, что можно вообразить. Если бы Он пожелал, мог бы воскресить мертвых, уничтожить небеса и землю и создать их заново. Он может создать много тысяч небес, подобных нашему [небу], и много тысяч земель, подобных той, на которой мы живем, и сделать их все из золота и серебра. Он может сделать, чтобы вода текла вспять и может превратить ее в серебро. Он может перенести человека на восток з запада, а с востока – на запад, с поверхности земли – до небес и вновь отнести туда, где тот был прежде.
Его власть вечна и не появилась позже Его бытия. Люди высокие, низкие, богатые, бедные, умные и неразумные в тот момент, когда душа скинет с себя тяжкие оковы этой смертной жизни по велению Божьему, по делам своим получит в равной степени справедливое и вечное воздаяние. Тогда как нечестивые затрепещут и убоятся, сердца справедливых будут радоваться Его решению.
7. Бог может говорить (т.е., обладает атрибутом Речь) и говорит, но не языком, как мы говорим. Он говорит с некоторыми слугами Своими безо всякого посредника, как разговаривал с Моисеем (Мусой, мир да пребудет с ним) и пророком Мухаммадом (да будет милостив к нему Бог и даст спасение), и обращался к другим посредством Гавриила (ангела Джибриля, мир ему. – Прим. пер.). Бог так обычно поступал с пророками, хотя ни одно творение никогда Его не видело и не знает, как Он выглядит и каков Он.
8. Коран – это Слово Божье. Он предвечен и не сотворен.
9. Всевышний имеет в Своей сущности атрибуты, которые существуют вечно без деления и изменения. [Эти атрибуты] не являются Им самим и не чем-то отличным от Него. Таким образом, один атрибут связан с другим, как жизнь со всезнанием, а оно – с всемогуществом. Такие атрибуты: жизнь, всезнание, всемогущество, воля, всеслышание, всевидение, речь, вечность – как в отношении начала, так и конца (предвечность и бесконечность. – Прим. пер.), – создание (stworzenie, способность создавать, таквин. – Прим. пер.), придание формы (sztuka), воскрешение, умерщвление, создание вещей и их выведение [из бытия], мудрость, управление, наставление на доброе и на дурное, воздаяние (odwet), награда, наказание, милость, милосердие и превосходство (бесподобие и самосущность? – Прим. пер.).
10. Бог обладает способностью творить, Он создал все сущее, и кроме Него создателя нет. Он создатель действий человека и животных, их движения и покоя. Он наделяет людей праведностью, пороками, добром, злом, верой и неверием. Он делает так, что рука движется, язык – молвит, глаза – открываются и закрываются; Он поддерживает наше бытие и деяния наши осуществляет. Он дает пропитание зверям и осуществляет их деяния, Он – Создатель неба и земли, и всего того, что в них содержится. Бог – Един и ничто (и никто) Ему не подобны.
Одним из чудес (знамений) Бога то, что Он создал вас из праха и сотворил людьми. Еще одним чудом Бога является то, что создал для вас семейные узы с помощью которых вы можете размножаться, а также привил среди вас любовь и привязанность. Одним из Божьих чудес (знамений) является ваш сон в ночное время и склонность искать Его блага своим поведением. И одним из чудес Его являются молния и гром, которые вас устрашают и вселяют в вас надежду на дождь; и Он низводит с неба воду, которая оживляет умершую землю. Одним из чудес Его то, что небо и земля подвижно стоят по Его велению. Всё небо и вся земля, и всё ожидает Его решения. Сотворение неба и земли, смены дня и ночи, жизнь, здоровье, болезни и смерть ставят перед глазами смертных знаки Божественного всемогущества. Именно так!
Бог – Создатель вышнего неба, земли и всех вещей, Он может сделать так, что ввергнутый в огонь не будет сожжен им, как [и пророк] Авраам (Ибрахим) ﷺ, находясь посреди пламени из-за Немрода, не сгорел. Он даже может сделать, что некто, лежа на снегу, не только не ощутит холода, но и будет потеть, и даже может сгореть; хотя обычно Бог делает наоборот, что прикоснувшийся к огню, обжигается, а прикасаясь к снегу – испытывает холод. Ибо это не огонь жжет, и не снег дает ощущение холода, но Всемогущий Сам создает все эти явления.
Бог вывел вас из лон матерей ваших, в полном неведении (для нас самих), одарил зрением, слухом и сердцем, за что вы должны благодарить Его. Он создает насыщение: если бы того не сделал, всякий бы ел без меры и не насыщался. Так же дело обстоит и с голодом и другими вещами, они подобным образом происходят, а не просто случаются.
Люди! Служите Богу своему, Которому обязано все сущее, и созданиями Которого были предки ваши. Бойтесь Бога; ведь это Он устроил вам землю ложем, а небо – сводом. Бог [обладает] безграничной добротой, и кто же помимо Бога может быть вашим защитником ? Кто вам поможет? Он никогда не бывает несправедливым по отношению к людям, всегда благодетелен и полон милосердия. Ничего равного Ему нет.
Comments