Раздел 2. О провидении Божьем*
Во-вторых: Надлежит исповедовать без сомнения, что Бог является нашим спасителем, защитником, утешителем и гарантом нашего покоя. Он нас хранит и заботится о нас, дает пропитание нам и потомству нашему, как обеспечивает пропитанием и всех животных.
От Бога происходит всё, что только имеем, у Него все хранилища зерна и источники вод, которые поят нас. Не найти ни одного творения среди животных, ни одной птицы среди тех, кто летают, кто бы не испытывал, как и мы – всё человечество – защиты Провидения.
Нет ни одного мельчайшего насекомого (т.е., самого маленького живого существа), о содержании которого Бог бы не позаботился; о месте пребывания и положении которого Он не знал бы, будь оно в лоне своей матери, будь оно мертвым и изменившимся в смерти своей.
Всё четко начертано в Книге Божественного провидения.
Провидение Божье простирается над небом и землей, и поддержание их не обременительно для Него. Он – Наивысочайший, Наимощнейший.
(Józef Sobolewski. Wykład wiary machomietanskiej czyli islamśkiej (1830), rozdział 2)
*Под термином "провидение" понимается попечение Бога над этим миром и всеми творениями. В словаре обычно под провидением понимается целесообразное действие Бога, направленное к наибольшему благу творения вообще, человека и человечества в особенности. В трактате Ю. Соболевского это скорее наделение Богом творений всем необходимым, tarzīq, или создание всего из ничего, takwīn. Если последнее верно, то мы видим отражение именно матуридитского понимания акыды.
Comments