top of page
  • Фото автораИнформационный отдел МРО

МОЛЬБА МЕЖДУ ХУТБАМИ




Последнее время внутри исламских общин иногда происходят недоразумения с определенными исламскими обрядами. Идет критика в адрес тех, кто, например, читает дуа молитву между хутбами в пятничный день, с обвинением, что это якобы нововведение. Мы, в свою очередь, попробуем разобраться в этом вопросе.

Сидение между хутбами

كَانَ النَّبِىُّ صلى الله عليه وسلم يَخْطُبُ خُطْبَتَيْنِ يَقْعُدُ بَيْنَهُمَا (البخاري)

Имам аль-Бухари передает, что Пророк ﷺ читал две хутбы и садился между хутбами.

Сидение между хутбами является важной частью пятничной хутбы, как сообщает факих муфассир хатиб Ширбини аш-Шафии (ум. 977 по хиджре): «Сидение имама между хутбами должна длиться на протяжении чтения суры аль-Ихляс» (Мугни аль-Мухтадж).

Возникает вопрос: можно ли людям этот период времени использовать для молитвы? Ведь не было никакого запрета от Пророка ﷺ, не передано ничего о запрете дуа в этом промежутке, но есть общие призывы к совершению мольбы.


Мольба к Всевышнему

Всевышний говорит:

وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ ۖ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ

Смысл: «Если мои рабы спросят тебя (о Мухаммад) обо Мне, то (ответь), что Я, поистине близок и отвечаю на просьбу взывающего, когда он обратится ко Мне» (аль-Бакара, 186).

От Абу Хурайры передается: «Пророк упомянул о пятничном дне и сказал: «В нем есть час и если молитва раба-мусульманина, просящего Всевышнего, совпадет с этим часом, то Всевышний ответит на его мольбу» (аль-Бухари, Муслим).

В принципе, уважаемые братья и сестры, Пророк обозначил и выделил ВЕСЬ ДЕНЬ пятницы для дуа, чего для нас с вами уже достаточно для того, чтобы просить Всевышнего в любое время в течение дня. И, значит, сидение между двумя хутбами тоже входит в это время потому, что Пророк ﷺ не исключил его и не сказал: «Только между хутбами не просите». Подобный запрет есть на совершение намазов в нежелательное время суток, когда он выделил и определил это время, исключив из остального дня.

Иначе говоря, для простого размышляющего человека из вышеприведенного хадиса понятно, что просить у Всевышнего между хутбами дозволено и это делается, чтобы не упустить то время о, котором сказал сам Пророк ﷺ, ведь мусульмане должны держаться за сунну Пророка ﷺ.

Приведем еще один более конкретный хадис, определяющий приблизительное время того часа о, котором сказал Пророк ﷺ. Достоверный хадис, переданный Абу Мусой о часе, в котором Всевышний отвечает на мольбу. Абу Муса говорит: «Я слышал пророка Мухаммада ﷺ, который сказал: «Этот час заключен между сидением имама на минбаре и до завершения пятничной молитвы» (передал имам Муслим).

В другой версии хадиса говорится, что время заключено с начала прихода имама в мечеть и до завершения молитвы.

Из приведенного хадиса мы видим, что в этот час подпадает само сидение между хутбами, то, значит, просящие в этот момент следуют Сунне Пророка ﷺ, желая совпадения своей мольбы с этим часом.

Хафиз Ибн Хаджар аль-Хайтами аш-Шафии (909-973 по хиджре) передает от известного ученого факиха Кады Ияда аль-Малики (476-544 хиджре): «Дуа в период сидения между хутбами мустаджаб (то есть принимаема Всевышним)». Далее Ибн Хаджар продолжил, что из приведенной цитаты следует, что сунной для присутствующих на хутбе является занять себя молитвой в этот период, так как молитва принимаема…» (Аль-Фатава аль-фикхия аль-кубра).

Подобная критика в основном возникает от людей, утверждающих, что они последователи Корана и Сунны, не относящих себя к четырем суннитским мазхабам, которые пытаются придумать собственный путь понимания шариата, а иногда относят себя и последователями мазхаба имама Ахмада (ханбалитам). Мнение такой группы базируется на том, что якобы все, что не базируется на хадисе от Пророка ﷺ, относится к новшеству. К таким действиям они относят и случай с молитвой между хутбами, хотя и среди их ученых есть, которые дозволяют и призывают к молитве в этот момент. Приведем слова человека, являющегося авторитетом и одним из предводителей этой категории людей в надежде, что хоть его слово повлияет на них и их критика сбавит свои обороты.

أما الدعاء في هذا الوقت فإنه خيرٌ ومستحب ؛ لأن هذا الوقت وقتٌ تُرجَى فيه الإجابة

Ибн Усаймин (1921-2001), современный богослов, относящий себя к салафитам был спрошен о чтении молитвы между хутбами в пятницу, он ответил после того как, упомянул вышеприведенные хадисы о молитве в пятницу: «Следует человеку занять промежуток между хутбами молитвой (дуа), просить, что пожелает, из мирского и вечного…». Так же сказал: «Что касается молитвы в этот период, то, поистине, это благо и желательное дело, потому что это время, в котором есть надежда на ответ» (Фатава Нурун аля дарб).


Поднятие рук для мольбы

Так же тот же Ибн Усаймин сказал о поднятии рук для молитвы в этот период времени между хутбами: «Что касается поднятия рук для мольбы, то мы не видим в этом проблем, ибо основа и этикет в дуа – это поднятие рук. Если поднимет руки для дуа, то не порицают его, а если попросит без поднятия рук – то и в этом нет порицания» (Фатава Нурун аля дарб).

Этот вопрос не стоил того, чтоб люди из-за этого спорили или обвиняли друг друга. Ученые уже дали по этому поводу заключение и нам нужно всего лишь обратиться к их трудам. Пусть Всевышний даст увидеть истину истиной, а ложь ложью!

Подготовил Абдулла Магомедов

Comments


bottom of page