Согласно исследованиям ответственного за научно-исследовательский отдел МРО в РБ – Овезова Максата, главный козырь субъективных востоковедов в отрицании авторства Абу Ханифы книги "Аль - Фикх Аль - Акбар" является то, что термины Калама как "جسم" ، "عرض" являются по их мнению поздними, возникшими во время Аш'ари, ну и соответственно, книга "Аль - Фикх Аль - Акбар" с такими терминами, значит тоже написана во время Аш'ари и ложно приписывается Абу Ханифе. Однако, во всем известной "كتاب الملل و النحل" имама Шахристани, видим (стр.193), что в разделе об этих терминах упоминается Дирар ибн Амр, ранний му'тазилит, родоначальник му'тазилитской подсекты "Дирария", ученик Василя ибн Ата'. Он родился в 106 году, а умер в 193. То есть он, современник Абу Ханифы, вполне возможно, что они могли встречаться во время продолжительных визитов Абу Ханифы в Басру, где жил Дирар. Более того, можно почти быть уверенным, что они встречались, так как Абу Ханифа надолго (2 года) оставался в Басре, для ведения диспутов с му'тазилитами, которых, будучи одним из их лидеров, представлял Дирар. И этот Дирар уже вполне уверенно использует эти каламические термины "جسم" ، "عرض", которые также встречаются у Абу Ханифы. В тексте, Шахристани приводит мнение Дирара, что "тела состоят из акциденций", тем самым утверждая такие понятия как "акциденция", "тело", и, что тело состоит из составляющих его частиц (у суннитов - джаухар). Соответственно, ошибкой будет заявлять, что эти термины не существовали в эпоху Абу Ханифы. (Из исследований в минской мечети в рамках теологического [акида] отдела)
Comments