top of page
Фото автораИнформационный отдел МРО

Поездка в деревню Маскара. Сокровища в глубине татарской духовности

В истории татарского народа есть много страниц, каждая из которых заслуживает внимания. И вновь мы отправляемся в путешествие по страницам истории, чтобы отыскать сокровища, скрытые в глубине татарской духовности. Наша цель – деревня Маскара, место, где переплетаются судьбы многих поколений, и где каждый камень хранит в себе часть истории.


Не так давно, в сентябре 2021 года, заместитель муфтия мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь Максат хазрат Овезов и имам-хатыб, председатель местной религиозной организации мусульман города Удачный Республики Саха (Якутия) «Милость» Руфат хазрат Халявиев уже предпринимали экспедицию «По следам Марджани» в Татарстан, чтобы изучить фрагменты сохранившейся библиотеки Утямышевых. Та поездка оставила в душах исследователей живой след, и вот они вновь возвращаются, чтобы продолжить свои исследования и углубиться в изучение наследия.


Целью данной поездки, которая состоялась 26 ого мая 2024 года было изучение древних рукописей и осмотр старинных надгробных камней, которые являются свидетельствами жизни и деятельности выдающихся мусульманских религиозных деятелей. Это путешествие в прошлое предоставило уникальную возможность прикоснуться к истории, которая помогает современным мусульманам укреплять свою веру и идентичность.


С теплотой и гостеприимством встретил их имам современной мечети деревни Маскара и председатель Совета аксакалов Кукморского района, Мунир хазрат Юсупов. Он организовал гостям экскурсию по историческим местам, включая местные мечети и медресе, а также посещение кладбища, где покоятся представители знатного рода Утямышевых – род, внесший значительный вклад в историю татарского народа.


В местном кладбище, где возвышаются 33 арабографических надгробных камня, зашифрована история целого рода, оставившего глубокий след в истории и культуре своего народа. Эти надгробия – не просто каменные свидетели прошлого, они являются хранителями памяти исторического рода, чьи корни уходят в далекие 1600-е годы.


Среди них выделяется основатель села – Ишман, чье имя навсегда вписано в историю этих мест. 22 из 33 надгробий принадлежат представителям рода Утямышевых, что подчеркивает их значимость и влияние на протяжении многих поколений.


Легенды связывают происхождение Ишмана с городом Хан-Кирманом, известным сегодня как Касимов. После падения Касимовского ханства в 1679 году, произошло перемещение части населения, в том числе и представителей рода Утямышевых.


Позднейшие источники связывают родословную Утямышевых с Булгарским государством, однако документальных свидетельств переселения населения из Булгара в середине XVII века не обнаружено, поскольку на его месте уже существовала русская деревня.


В книге Шихабуддин хазрата Марджани¹ «Мостафадел — акбар фи ахвали Казан ва Болгар» упоминается, что родоначальником Маскары был Табеж, также известный как Типяч. Его потомок Кучук основал деревню Борбаш в Балтасинском районе Республики Татарстан, которая в прошлом именовалась «Починок Кучукова». Сын Кучука, Туктаргали, занимался торговлей в окрестностях Оренбурга и Каргалы и был похоронен в 1669 году на кладбище деревни Борбаш, что подтверждается датой на его надгробии.


Ишман и его брат Ишкай, в поисках плодородных земель, основали деревню Маскара на берегу речки Бурец, прежнее название которой – «Ишман иле» или «Ишменево». Согласно легенде, они перевезли с собой деревянную мечеть из деревни Борбаш. У Ишмана в Маскаре родились четыре сына, которые продолжили его дело.


Родословная Утямышевых до сих пор не полностью раскрыта, но уже известные факты свидетельствуют о значительном вкладе этого рода в историю и культуру. Из него вышли ученые-богословы, успешные промышленники, оставившие след не только в деревне Маскара, но и в Казани. Потомки рода проживают в разных уголках мира, включая Узбекистан и Киргизстан. Среди них – знаменитый киргизский писатель Чингиз Айтматов, чья мать, Нагима ханум, также принадлежала к этому благородному роду. Также известен Жалиль хазрат Фазлиев, богослов и автор многих книг, и Ильдар Рустамович Утямишев, академик и доктор технических наук, а также философ и музыкальный инноватор Булат Махмутович Галиев.


Продолжая путь по историческим местам деревни Маскара, делегация погрузилась в изучение личных историй членов рода Утямышевых, которые оставили неизгладимый след в истории и культуре татарского народа. Особое место в этой экспедиции занимает память о Гульрайхан абыстай из деревни Туембаш, внучке Утямишевых по материнской линии Шахидабану и одной из первых учителей Руфат хазрата Халявиева по религиозным наукам.


Гульрайхан абыстай, дочь указного муллы села Маскара Мустафа хазрата, пережила репрессии, раскулачивание и годы великой отечественной войны. В возрасте 26 лет, потеряв мужа на войне, она осталась вдовой с четырьмя детьми. Несмотря на жизненные трудности, она не вышла замуж во второй раз, посвятив всю себя распространению ислама и обучению деревенских жителей. Именно благодаря стараниям ее правнуков Алмаза и Гульназ ханум по сей день хранится большая часть наследственной библиотеки знатного рода, как и другие потомки Утямышевых, они продолжают дело своих знаменитых предков, просвещая татар и занимаясь бизнесом.


Представители рода Утямишевых сыграли значительную роль в развитии просвещения, культуры и промышленности татарского края. Наиболее известным и прославленным представителем династии является Габдулла Габдуссалямович Утямышев. О его предке Габдуссаляме бин Юсуфе известно, что его дочери Махбуба и Хабиба были замужем за ахуном Мухаметрахимом сыном Юсуфа Ашыти, который был родом из д.Ашыт и служил имам-хатибом в родной деревне, а после пребывания в Дагестане, по желанию Маскаринских баев, стал имам-хатибом и ахуном округи Маскара.


Габдулла бин Габдуссалям бин Юсуф бин Ишмухамед бин Туктар бин Кучук в конце XVIII века основал текстильную мануфактуру и стал Малмыжским купцом первой гильдии. Он оставил после себя наследие как крупный благотворитель, построивший десятки мечетей по всей России, в том числе и Казанскую мечеть «Иске таш». Получив образование в Маскаре и Бухаре, Габдулла Утямышев был автором нескольких книг по вопросам религии и просвещения. Его жена Мархаба Утямышева была сестрой известного богослова-реформатора Габденнасыра Курсави.


В 1791 году Габдулла Габдуссалямович начал строительство Первой соборной мечети в д. Маскара, а в 1793 году в ней был прочитан первый намаз. Сегодня здание мечети находится на реставрации, и оно является одной из двух сохранившихся мечетей в Татарстане, вторая из которых расположена в д. Кшкар Арского района и была построена в 1777 году.


Промышленную и коммерческую деятельность продолжил Муса, сын Габдуллы аль Ишмани. Получив образование в Бухаре и написав богословские трактаты, он в 1800 году привел к исламу от 30 до 60 удмуртов-язычников, проживавших в Маскаре.


«В 1832 г. Малмыжский уездный суд сообщил Вятскому Епархиальному Начальству, что вотяки (удмурты) язычники деревни Маскары Малмыжского уезда в количестве 30 человек приняли магометанство. Командированному сюда для увещаний священнику села Алнаш (Елабужского уезда) Ст. Красноперову пришлось констатировать факт полного отатарения вотяков (удмуртов) деревни Маскары; он убедился, что все жители не только взрослые, но и дети говорят между собой не по вотски (удмуртски), а по татарски, одежда, расположение жилищ, обряды, богослужение, домашняя жизнь — все татарское и даже дочерей своих выдают замуж за татар и сами от них берут в жены.»

— Луппов П.Н. Христианство у вотяков в первой половине XIX века. — 1911 г

В честь этого события он построил деревянную мечеть, создав второй приход, и перевел свой дом ближе к мечети. Муса аль Ишмани скончался в конце 1836 года и был похоронен на Маскаринском кладбище рядом со своей женой Салихой, умершей в 1838 году. Надгробие на их могиле сохранилось до наших дней.


В 1871 году, когда пламя пожара поглотило мечеть, построенную Мусой, сыном Габдуллы, семья Утямышевых столкнулась с необходимостью возрождения священного места. На месте утраченного духовного центра в 1872 году Исхак, сын Мусы, решает построить каменную мечеть, вложив в строительство 700 рублей собственных средств. Исхак Утямышев (1810-1872гг.), продолжая дело отца, не только занимался торговлей и промышленностью, но и оставался верным семейным и религ иозным традициям, руководя текстильной и красильной фабриками. Его частые поездки в Казань по коммерческим делам связали его с знатной казанской семьей Баруди – Галимджаном Мухаммаджановичем Галиевым (1857-1921 гг.), основателем и руководителем медресе «Мухаммадия» с 1881 года. С 1891 года Баруди начал вводить новометодную систему обучения, что нашло поддержку у Утямышевых.


Исхак Утямышев, проживая в родовом доме в деревне Маскара с женой, дочерьми Бибимахруй (Баруди) и Бибинагима (Баруди) и сыном Ахметжаном, строит в Казани одноэтажный дом. До конца своих дней в 1872 году Исхак успевает завершить строительство мечети в Маскаре и второй этаж дома в Казани. Его похоронили на Маскаринском кладбище, где надгробная плита сохранилась в хорошем состоянии. Здание мечети впоследствии долгое время служило клубом села Маскара, свидетельствуя о переменчивости времен и судеб.


Бибимахруй ханум Баруди (1862-1904), происходящая из рода Утямышевых, оказала неоценимую помощь бедным мусульманкам Казани. Ее дед, Габдулла бин Абдуссалям бин Утямыш аль-Мачкарави (Утямышев, ум. 1832), казанский купец 1-й гильдии и меценат, по легенде построил около 150 мечетей. Он учился у мударриса Абдулхамида бин Утягана бин Ярмухаммада аль-Тюнтери в медресе Мачкара, расположенном в ауле Маскара Малмыжского уезда Вятской губернии (ныне Кукморского района Татарстана). Маскара стала родовой резиденцией Утямышевых, где сохранились здания мечети и их усадьбы. Габдулла-бай, живший почти до 100 лет, финансово обеспечил «золотой век» медресе и был женат на Мархабе, младшей сестре великого улема Абдунассыра Курсави. В эти годы Маскара превратилась в крупнейший центр подготовки мударрисов для Волго-Уральского региона.


Внук Габдуллы и брат отца Бибимахруй ханум – Исмагил бин Муса бин Абдулла бин Абдуссалам бин Утямыш аль-Мачкарави (ок. 1803–1888) был имамом и мударрисом медресе Кышкар, ныне Арского района Татарстана, куда стекались ученики из Волго-Уральского региона и даже Сибири. Отец Бибимахруй ханум, Исхак, был владельцем прядильных и ткацких фабрик и выдал своих дочерей замуж за имамов братьев Галимджана и Салихджана Галеевых (более известных под псевдонимом Баруди), реформаторов-просветителей.


Шахар Шараф² отмечает, что с ранних лет Бибимахруй ханум посещала уроки Гайши абыстай, близкой родственницы Габдулхалика-ишана, брата Габдуннасыра Курсави. У Гайши абыстай она училась по книгам на тюрки, арабском и персидском языках. Габдулхалик-ишан, получивший образование в Египте, обучил девочку правильному чтению Корана и каллиграфии. В 1882 году Бибимахруй ханум вышла замуж за Галимджана-хазрата ал-Баруди, который тогда был мударрисом медресе «Мухаммадия», и продолжила обучение у него и Ахмаджана Мустафы, преподававшего тафсир и арабский синтаксис и литературу в старших классах медресе.


В истории села Маскара и рода Утямышевых наступает новая страница, когда сын Исхака, Габдулла Утямышев (1864-1919гг.), Малмыжский купец первой гильдии и потомственный почетный гражданин, возводит на свои средства третий этаж медресе «Мухаммадия». Это учебное заведение, которое он также материально поддерживал, стало местом образования для многих будущих известных татарских писателей и ученых.


Утямышевы всегда уделяли особое внимание образованию каждого нового поколения, готовя их к предстоящим жизненным испытаниям. Начальное образование дети рода получали в медресе села Маскара, которая была центром притяжения для учащихся не только из близлежащих сел, но и из таких удаленных мест, как Оренбург. Многие известные татарские просветители начинали свой путь именно здесь.


Получив начальное образование, представители знатной родословной Ишмухаммеда отправлялись в различные уголки мира – некоторые продолжали обучение в Бухаре, другие искали счастье в дальних краях. Уезжая с богатым багажом знаний и опытом ведения торговых дел, ремесленного производства и земледелия, они не затерялись в чужбине, которая впоследствии стала для них новой родиной.


Строительство мечети в Маскаре было начато в 1791 году на средства Габдуллы Утямышева, купца первой гильдии и известного предпринимателя того времени. Шихабутдин Марджани описывал его как «крупнейшего предпринимателя региона, прославившегося своим богатством, щедростью, любовью к религии и наукам». В селе Маскара Габдулла Утямышев построил мечеть «Иске-Таш» в Казани и несколько десятков мечетей в деревнях Казанской и Вятской губерний.


Дореволюционная история мечети в Маскаре была поистине блистательной, и сегодня трудно представить, что небольшое село Маскара могло стать крупным центром мусульманского просвещения в XIX веке. Получить образование в местном медресе считалось большой честью и счастьем, и многие его выпускники стали выдающимися учеными, просветителями и богословами, среди которых Габденнасыр Курсави, Хусаин Амирхан и дед Шигабутдина Марджани – Субхан бин Абдулкарим аль-Марджани.


В селе Маскара сохранились памятники историко-культурного наследия, включая дом купцов Утямышевых, построенный в первой трети XIX века и являющийся памятником жилой архитектуры в стиле эклектики классицистического направления с элементами татарского народного зодчества. Сегодня в этом доме располагается коррекционная школа.


Изучение остатков библиотеки медресе Маскары выявило значимые книги, которые до сих пор сохраняют свою ценность: «Мухтасар Кудури», «Мухтасар Викая», «Шариат аль-Ислам», «Шарх Акаид Тафтазани», «Шарх Фикх Акбар Абу Мунтаха» и многие другие на различных языках, включая иске имля, арабский, фарси и османский.


В тщательном изучении рукописей, оставленных в наследие медресе Маскары, были найдены не только исторические тексты, но и личные письма, завещания, написанные неизвестными авторами. Одно из таких завещаний, наполненное искренними чувствами и глубокой верой, представляет собой духовное послание, адресованное будущим поколениям и сообществу верующих.


Оргинал текста завещания написано арабскими буквами на иске имля, которую татары использовали вплоть до 1927 года, передает вечные ценности ислама, подчеркивая важность молитвы, поминовения и взаимной поддержки между мусульманами. Завещание призывает живых не забывать о тех, кто ушел из этого мира, и продолжать духовную связь через молитву и чтение Корана.


Текст завещания на татарском языке переведенная с иске имля:


«Васыятем»


Васыятем будыр сезгә • догалар кылыгыз безгә


Ахирәт дуслары булып • кавыштырсын Хода бергә


Әгәр ишетсәгез минем • вафат булган хәбәремне


Тәсбих тәһлил дога белән • исегезгә алыгыз безне


Тәнем җанымнан аерылса • кабергә куелса җисемем


Догада булыгыз дуслар • кузгатылса минем исемем


Кабергә илтсәгез • баш очыма утырсагыз


Коръән укып багышлагыз • зинһар дуслар онытмагыз


Төрле вакытлар булгандыр • гөмер иткән вакытларда


Риза булып кичерешик • зекер кылган вакытларда


Әй дусларым туганнарым • дөньяда тормадык бергә


Рәсүлебез (теләгенә) • барсак иде бергә бергә


Минем газиз шәриф тәнем • әгәр куелса кабергә


Каберләрем нурлы булыр • догалар кылсагыз безгә


Туганнарым әй дусларым • мине исегез алсагыз


Догалар кылыгыз безгә • Хода рәхмәт итәр сезгә


Минем язган җөмләләр • васыятем булыр сезгә


Гаеп кылмый укып бергә • догалар кылыгыз безгә


Приблизительный перевод на русский язык:


Моё завещание вам:


Молитесь за нас, чтобы мы были друзьями в загробной жизни,


Чтобы Аллах соединил нас вместе.


Если вы услышите о моей смерти,


Помяните нас молитвой и упоминанием.


Когда моя душа покинет тело и моё тело будет положено в могилу,


Молитесь за меня, друзья, когда будет упомянуто моё имя.


Когда вы отведёте меня к могиле и сядете у моей головы,


Прочтите Коран, посвятите его мне, друзья, прошу, не забудьте.


Были разные времена в жизни, которую мы прожили,


Давайте прощать друг друга, помня о временах, когда мы поминали Аллаха.


О, мои друзья и родные, мы не прожили вместе в этом мире,


Хотелось бы вместе попасть к нашему Пророку.


Моё драгоценное тело, если оно будет положено в могилу,


Моя могила будет светлой, если вы будете молиться за нас.


Мои родные и друзья, если вы вспомните меня,


Молитесь за нас, и Аллах благословит вас.


Мои написанные строки будут вашим завещанием,


Не вините, читайте их вместе, молясь за нас.


(Перевод на татарский и русский Р.Халявиев)


Подводя итог нашему путешествию в деревню Маскара, мы не можем не выразить искреннюю благодарность тем, кто сделал эту экспедицию возможной. Особую признательность мы хотим выразить Максату хазрату Овезову, Заместителю муфтия мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь, чье участие и поддержка были неоценимы на каждом этапе нашего исследования.


Также мы выражаем глубокую благодарность мусульманскому религиозному объединению в Республике Беларусь за их вклад в организацию поездки Максата хазрата и за их непрерывную поддержку в сохранении истории и культурного наследия.


Мы искренне благодарим Мунир хазрата Юсупова, председателя Совета аксакалов Кукморского района, за его гостеприимство и помощь в осуществлении нашей миссии. Его знания и преданность делу сохранения истории сыграли ключевую роль в успехе нашего путешествия.


Не меньшую благодарность мы выражаем Радифу хазрату Тимергалиеву, мухтасибу Кукморского района, за предоставленную возможность прикоснуться к истории и за его неоценимую поддержку в исследовании духовного наследия рода Утямишевых.


Завершая эту серию статей, мы оставляем после себя не только записи и фотографии, но и углубленное понимание значимости каждой страницы истории, которую мы смогли исследовать. Пусть эта экспедиция будет напоминанием о том, что наше прошлое – это фундамент, на котором мы строим наше настоящее и будущее.


Пусть благословения Аллаха сопутствуют каждому, кто стремится сохранить и передать следующим поколениям богатую историю ислама и татарского народа. Мы надеемся, что наши усилия внесут свой вклад в вечное духовное наследие, которое будет вдохновлять мусульман всего мира.


______________________


¹ Шигабутдин Марджани, также известный как Шигабутдин бин Багаутдин аль-Казани аль-Марджани, родился 16 января 1818 года и ушел из жизни 18 апреля 1889 года. Он был выдающимся религиозным деятелем татарского народа с мировым именем, мусульманским теологом, философом и историком. Его интеллектуальное наследие представляет собой ценное достояние, которое заслуживает внимания всего мира. Марджани является автором более 30 работ на арабском, татарском и персидском языках, включая важные труды по ханафитскому праву, каламу (исламской теологии) и истории ислама. Его самое известное произведение «Мустафад аль-ахбар фи ахваль Казан ва Булгар» («Сокровища знаний о событиях Казани и Булгара», тома 1-2, 1885-1900 годы) является первой попыткой создания национальной истории татар.


² Шахар Шараф, родившийся в 1877 году в деревне Аксу Буинского уезда, что на территории нынешней Республики Татарстан, был известен как писатель, учитель и историк. Его образование проходило под руководством выдающегося татарского теолога Шигабутдина Марджани. В период с 1897 по 1919 год Шараф преподавал различные предметы, включая арабский язык, в медресе «Мухаммадия». Также он сотрудничал с Галимджаном Баруди, работая в журнале «ад-Дин ва адаб». Он скончался в 1938 году.


Источник новости:


























Commentaires


bottom of page