Поминание Аллаха. (продолжение публикации глав из книги "Простые благодеяния" муфтия М.Т. Усмани)
5. Поминание Аллаха
Зикр[1], т. е. мысленное или словесное воспоминание Аллаха, является настолько утешительной, приятной и легкой формой поклонения, что человек может совершать ее постоянно. Аллах предписал поминание Себя в Коране следующими словами:
(( يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اذْكُرُوا اللَّهَ ذِكْرًا كَثِيرًا ))
Смысл: «О верующие! Поминайте Аллаха как можно больше!» (33:41)
Очевидно, что зикр не приносит пользы Аллаху, Которому это не нужно; польза от него – лишь для рабов Божьих, поскольку зикр укрепляет связь между Аллахом и Его рабами. Это пища для души, которая оживляет ее. А с бодрой душой легче одолевать базовые инстинкты и победить дьявола. Так легче избегать грехов и приумножать число добрых дел.
Кто-то спросил нашего Пророка, ﷺ: «Какое поклонение является самым лучшим в видении Аллаха, и какое из поклонений будет наиболее весомым в Судный день?» Пророк ответил: «Поминание Аллаха» (Джами уль-Усуль, стр. 475, том 4).
Один из сподвижников сказал однажды Пророку, ﷺ: «О Посланник Аллаха! Добрых дел так много, и мне не под силу выполнить их все, поэтому, пожалуйста, назовите мне одну вещь, которую я смогу запомнить навсегда. И пожалуйста, не говорите о большом количестве вещей, чтобы мне не забыть их». Пророк, ﷺ, сказал: «Пусть твой язык не устает поминать Аллаха». (Джами Тирмизи, Даават, Глава о достоинствах зикра).
Абу Муса Ашари поведал, что Пророк, ﷺ, молвил: «Дом, где помнят об Аллахе, и дом, где Его не поминают, подобны живому и мертвому телам» (Бухари и Муслим)[2].
Другой хадис гласит: «Люди, которые покидают собрание или заседание, не упоминая Аллаха, подобны тем, кто выходят наружу из тела мертвого осла. Такое собрание станет раскаиваться (за растраченное впустую время) в Судный день» (Абу Дауд)[3].
Вот почему хадис велит нам произносить следующие слова в конце каждого собрания или меджлиса.
سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ ، لاَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ ، اَسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إِلَيْكَ
(Субханакя, Ллаhумма, уа бихамдика ля иляhа илля Анта, астагфирука уа атауба иляйка).
Несмотря на большое достоинства зикра, Аллах сделал его очень легким. Для этого нет никаких предварительных условий. Если кто-то совершит омовение, а затем сядет лицом к кыбле и прочтет зикр, это будет лучше всего. Но если для этого нет времени или возможности, то можно выполнять зикр, занимаясь любой работой. Зикр допускается даже в состоянии полового осквернения или во время менструации. Однако не следует делать это в устной форме, когда человек раздет донага или находится в каком-либо нечистом месте вроде туалета. Но даже тогда зикр можно читать без проговаривания вслух или движения языка. Таким образом, вознаграждение за этот вид поклонения может быть получено в любое время без какой-либо трудности. Однако будет уместно установить определенное время ночью или днем для совершения зикра после омовения, направившись в сторону кыблы. Зикр в остальное время будет дополнительным благом.
Для особых зикров можно обратиться к следующим книгам.
1.«Фадаиль аз-зикр» шейх уль-хадиса Хазрата Мавляны Мухамад Закарийи.
2. «Зикру-Ллах» Мавляны Муфтия Мухаммада Шафи.
3. «Маʼмулят Яумийя» доктора Абдуль-Хайя Арифи.
Также ниже приводится краткие азкары, которые следует повторять постоянно.
1. Хадис приводит слова нашего Пророка, ﷺ, сказавшего: «Следующие четыре фразы наиболее приятны для Аллаха: «Пречист Аллах», «Хвала Аллаху!», «Нет бога, кроме Аллаха» и «Аллах превелик!» (Сахих Муслима и Бухари).
سُبْحَانَ اللَّهِ وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ
وَاللَّهُ أَكْبَرُ
(Субханаллаhи уа альхамдулилляhи уа ля иляха илля Ллаh уа Ллаhу акбар).
2. Хадис указывает нам, что две фразы, которые больше всего угодны Богу, легки на язык, но окажутся весомыми в Судный День: «Пречист Аллах и хвала Ему, пречист Аллах Великий!» (Бухари и Муслим)
سُبْحَانَ اللهِ وَبِحَمْدِهِ ، سُبْحَانَ اللهِ الْعَظِيم
(Субханаллаhи уа бихамдихи, субханаллаhи ль-азым)
3. Хадис велит нам почаще говорить:
لاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ بِاللَّهِ
(Ля хауля уа ля куввата илля билляhи)
«Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха», ибо эти слова являются одними из райских сокровищ» (Тирмизи)
4. Хадис указывает нам, что если кто-то произносит эти слова утром, он получает награду, равную освобождению десяти рабов из числа потомков Пророка Ислама, ﷺ:
لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ، وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ، لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ، وَهْوَ عَلَى كُلِّ شَىْءٍ قَدِيرٌ
(Ля иляха илля Ллаh уахдаху ля шарика лях, ляху ль-мульку уа ляху ль-хамд, уа хувва аля кулли шаййин кадир).
Такому произнесшему также записывается десять благодеяний и прощается десять грехов, он возвышается на десять степеней и обретает защиту от дьявола до вечера. И если он читает эти слова вечером, он получает такую же награду до утра (Абу Дауд).
***
Кто будет помнить об Аллахе –
Тому награды двух миров.
Он будет сохранен от страха,
И сад в Раю уже готов.
[1]Зикр, мн. азка́р — в зависимости от контекста здесь может иметься в виду и памятование (сохранение памяти) о Боге, и поминание (проговаривание) Его имен вслух. Далее перевод осуществляется именно в таких контекстах. В широком смысле слова зикром может считаться и доброе дело, совершенное ради Аллаха (например, чтение Корана, отказ от греха при возможности совершить его, выполнение своих трудовых обязанностей, поддержание порядка и дисциплины в обществе и др.). [2] Оригинал хадиса: مَثَلُ الْبَيْتِ الَّذِي يُذْكَرُ اللَّهُ فِيهِ وَالْبَيْتِ الَّذِي لاَ يُذْكَرُ اللَّهُ فِيهِ مَثَلُ الْحَىِّ وَالْمَيِّتِ [3] Оригинал хадиса: مَا مِنْ قَوْمٍ يَقُومُونَ مِنْ مَجْلِسٍ لاَ يَذْكُرُونَ اللَّهَ فِيهِ إِلاَّ قَامُوا عَنْ مِثْلِ جِيفَةِ حِمَارٍ وَكَانَ لَهُمْ حَسْرَةً
댓글