top of page
  • Фото автораИнформационный отдел МРО

РЕЦЕНЗИЯ РОЗАЛИИ АЛЕКСАНДРОВИЧ НА СТАТЬЮ О "ЛИПКАХ"

Обновлено: 4 июл. 2023 г.


Представленное уважаемым Максатом Овезовым рассуждение на тему термина «липки», привлекает наше внимание уже самим ключевым словом и читается с интересом. Вслед за автором пытаемся разобраться, почему возник и набирает распространение этноним, существующий за рамками всех остальных самоназваний татар, а также принятым по отношению к поселившимся на территории Великого Княжества Литовского воинам из Золотой Орды, в названии которых мы будем употреблять термин «польско-литовские татары».


Первым, что вспоминается сразу после прочтения текста, и, особенно, толкования опорного понятия, является мнение о том, что «…литовские мусульмане – лучшие татары России и стоят вообще во главе мусульманства по культуре и образованности. Было бы весьма желательно привлечение их к деятельности среди остальных мусульман России. По службе им можно бы дать некоторые льготы для того, чтобы облегчить это, ибо, я думаю, их культурная жизнь послужила бы хорошим примером многим другим мусульманам» [Исмаил Гаспринский. Русское мусульманство: Мысли, заметки и наблюдения мусульманина / И. Гаспринский. – Симферополь : Тип. Спиро, 1881. – 45 с. : ил.]. Думаю, это не миф. Как подтверждение, существуют и такие наблюдения:


«Они благородны в обхождении, в разговорах рассудительны, вообще гостеприимны, кротки и воздержаны: словом, не сходствуют совершенно с монгольскими племенами» [Антон Мухлинский. Исследование о происхождении и состоянии литовских татар. Минск, 1993 (Репринт .воспроизв. Изд. СПб.: Тип. Эдуарда Веймара, 1857). С. 47].


«Колонии литовских татар и ныне заселены отставными воинами, из коих многие в высших чинах и украшены орденами. В последнее время многие стали служить и по гражданской части. Татары все вообще и до сих пор пользуются правами дворянства. …Наконец надобно ещё заметить, что они всегда пользовались уважением за свои благородные качества, честность и прямоту» [Адам Киркор. Живописная Россия. – СПб, 1882; Минск, 1993. С. 15].


А теперь вернёмся непосредственно к «липкам». Процитируем доктора Янку Станкевича, а затем обратимся к некоторым высказываниям наших современников на интернет-порталах:


У 1672 годзе ў час вайны з Турэччынай частка беларускіх мусульманаў перайшла на бок туркаў. Пад імем Ліпкаў (подчеркнуто нами – Р.А-Т.) яны нападалі на належачыя да Польшчы ўкраінскія землі. Але таму што з туркамі, акрамя супольнай веры іх нічога не лучыла, згадзіліся ў 1683 г. ваяваць супраць туркаў і татараў на баку Сабескага. [Я. Станкевіч. Беларускіе мусульмане і беларуская літаратура арабскім пісьмом Вільня, 1933. Друкарня Я. Левіна, вул. Нямецкая, 22. Адбітка з Гадавіка Беларускага Навуковага Таварыства, кн. І. С. 10]


Польско-литовские татары или белорусские татары, липки. После Февральской революции в России возникли структуры литовских татар. 24 марта 1917 года прошло собрание литовских татар Петрограда. 23 апреля 1917 года в Петрограде был создан Временный комитет по организации Союза татар Польши, Литвы, Белоруссии и Украины во главе с М. Полторжицким. Некоторые татары-липки (Матвей Сулькевич, Леон Крычинский) приложили усилия к становлению крымскотатарского и азербайджанского независимых государств. Последний значимый этнический и миграционный процесс среди польско-литовских татар произошел в 1944-1951, в ходе «Обмена населением» между СССР и Польшей, в процессе которого ок. 3 тыс. татар переехало с территорий, отошедших к СССР в 1939, обратно в Польшу, на территории которой оставалось всего 2 татарских села: Бохоники (Bohoniki) и Крушиняны (Kruszyniany). [Шишка Е.А. Кто такие польско-литовские татары?



Откуда взялось слово «липки», не совсем понятно. Считается, что Липка — это татарское название Литвы. Но полной уверенности нет. А ещё возможно — это сокращение: ли-пки, то есть литовские и польские. Но это тоже сомнительно. [Откуда взялись татары-липки в Литве, Польше и Беларуси.



На последнем мнении можно было бы и завершить наш отзыв на предложенную Максатом Овезовым версию, которая является не просто версией: представленное исследование выглядит убедительным, хоть и не ставит точку и не останавливает употребление термина «липки». Как бы то ни было, мы рады этой версии, так как (возможно, интуитивно) не принимали это название и считали его искусственным.

В связи с этим хотим обратить внимание на ещё одно, периодически повторяющееся в разного рода работах клише. Это связано со смешанными браками мужчин-татар с местными женщинами, которые, якобы и приобщили татар к белорусскому и польскому языкам. При этом не упоминается, что это были государственные языки, которыми следует овладеть.


В дополнение профессор арабской филологии Петербургского университета и уроженец Новогрудчины Антон Осипович Мухлинский сообщает в своём исследовании, что названия их фамилий приняты были ими в том числе и от жен. Вот еще два высказывания:


З прычыны недахопу жанчын-татарак, урад Літвы дазволіў татарам жаніцца на ліцьвінках-хрысьціянках, пры ўмове захаваньня моногаміі. Дзеці ад шлюбаў з хрысьціянкамі заставаліся ў веры сваіх бацькоў. [Гембіцкі Ях’я. Да пытання аб сацыяльна-эканамічным стане беларускіх татар у сярэднявеччы. Беларуская Акадэмія навук. Запіскі Аддзелу Гуманітарных навук. Працы па гісторыі. Т. ІІІ. Менск. 1929]


Жаніцьба з беларускамі прывяла да змены антрапалагічнага тыпу (здесь автор вторит антропологу Юлиану Талько-Гринцевичу – Р.А-Т.) ды прыняцця мовы і культуры беларускай… Жаніцьба на хрысціянках не перашкаджала працягваць род татарска-мусульманскі, бо дзеці найчасцей заставаліся ў бацькоўскай веры. А дзяўчаты-хрысціянкі, беручы шлюб з мусульманінам, тым самым былі “згубленыя” для працягнення колькаснага складу беларусаў, палякаў. (Я.Станкевіч).


Хотелось бы обсудить, является ли распространенным явление женитьбы на христианках. Особенно среди знатных татарских родов? Глубоко уважая труд доктора Янки Станкевича, трудно согласиться са «згубай» для количественного состава белорусов и поляков, ведь скорее существуют примеры перехода, например, в католицизм мусульманок Новогрудка. Или возникновения христианской ветки рода Корицких. А также распоряжения правительственных органов о предоставлении сведений о том, сколько татар перешло в христианскую веру, а сколько осталось при вере предков своих…


С уважением, Розалия Александрович-Туфкрео







bottom of page