top of page
Фото автораИнформационный отдел МРО

11. Посещение больных



Продолжаем публиковать главы из книги "Простые благодения" муфтия Таки Усмани

Посещение больного является вознаграждаемым деянием, это – право больного. Некоторые правоведы считают, что это ваджиб[1], но на самом деле это – сунна. Саубан рассказывал, что наш Пророк, ﷺ, сказал: «Пока мусульманин навещает своего заболевшего брата по вере, он все это время пребывает в Райском саду» (Сахих Муслима и Тирмизи, Китаб уль-Хабаиз)[2]. Али поведал, что слышал нашего Пророка ﷺ, сказавшего: «Когда мусульманин посещает больного мусульманина на рассвете, то семьдесят тысяч ангелов молятся о нем до захода солнца. Если он посещает его вечером, то семьдесят тысяч ангелов продолжают молиться за него до утра; и ему предоставляется сад в Раю[3]» (Тирмизи, Китаб аль-Хабаиз, хадис 969). Наш Пророк, ﷺ, услышав о болезнях своих знакомых, навещал их. Правильный вид посещения больного таков: следует мягко возложить руку ему на лоб, расспросить его о болезни, но если этот жест может причинить больному вред, достаточно просто спросить, как он себя чувствует. Наш Пророк научил нас следующей молитве, которую следует читать семь раз при посещении больных: أَسْأَلُ اللهَ العَظِيمَ رَبَّ العَرْشِ العَظِيمِ أَنْ تَشْفِيكَ (Асъалю Ллаhа-ль-азым рабби ль-ʻаршиль-азым ан ташфи́кя) «Прошу Аллаха Великого, Господа великого Трона, исцелить тебя»[4]. Наш Пророк, ﷺ, также несколько раз читал следующую молитву во время посещения больных: أَذْهِبِ الْبَأْسَ رَبَّ النَّاسِ اشْفِهِ أَنْتَ الشَّافِي لاَ شِفَاءَ إِلاَّ شِفَاؤُكَ شِفَاءً لاَ يُغَادِرُ سَقَمًا (Азhиби-ль-баъс, Ра́бби-н-на́си-шфиhи, Анта аш-Ша́фи ля шифа-у илля шифа-укя, шифау ля йуга́диру сакаман) «Отведи вред, о Господь людей, исцели его, ибо Ты – Исцеляющий, нет иного исцеления, кроме как посредством Твоей силы исцелять, которая не оставит от этой болезни и следа».[5] Также Мухаммад говорил: لاَ بَأْسَ طَهُورٌ إِنْ شَاءَ اللَّهُ (Ля баʼс, таhу́ру ин ша-а-Ллаh) «Не беда, очистишься, если будет угодно Аллаху»[6]. Следует помнить, что действия посетителей никогда не должны вызывать вреда для больных. Отсутствие вреда больному важнее его посещения. А визит, который причинит вред или побеспокоит больных, может стать грехом. Нет необходимости предупреждать о своем визите больного. Но если это имеет целью порадовать пациента, тогда имена посетителей могут быть сообщены ему заблаговременно. Хадис также подчеркнул, что посетитель не должен засиживаться у больного, потому что это может причинить вред навещаемому. Тем не менее, если пациент хочет, чтобы кто-то близкий остался с ним, то нет никакого вреда и в длительном пребывании. Также необходимо правильно выбрать время для визита: неправильно посещать пациента, когда он отдыхает или занят чем-либо иным. Поэтому лучше заранее узнать подходящее время для посещения. *** Здоровье – дорогой подарок, Цени его, пока здоров. Зайди к больным, убогим, старым, Улыбка – лучше докторов. [1] Обязательное деяние. [2] Оригинал, который привел имам Муслим в своем своде «Сахих» под № 2568 b: مَنْ عَادَ مَرِيضًا لَمْ يَزَلْ فِي خُرْفَةِ الْجَنَّةِ حَتَّى يَرْجِعَ ‏ [3] Оригинал хадиса (Джами ут-Тирмизи, 969) от Али ибн Абу Талиба: «Когда мусульманин посещает больного мусульманина на рассвете, то семьдесят тысяч ангелов молятся о нем до заката. Если он посещает его вечером, то семьдесят тысяч ангелов продолжают молиться за него до утра; и он пожнет (свою долю) в Раю» مَا مِنْ مُسْلِمٍ يَعُودُ مُسْلِمًا غُدْوَةً إِلاَّ صَلَّى عَلَيْهِ سَبْعُونَ أَلْفَ مَلَكٍ حَتَّى يُمْسِيَ ، وَإِنْ عَادَهُ عَشِيَّةً إِلاَّ صَلَّى عَلَيْهِ سَبْعُونَ أَلْفَ مَلَكٍ حَتَّى يُصْبِحَ ، وَكَانَ لَهُ خَرِيفٌ فِي الْجَنَّةِ [4] Сунан Абу Дауда, 3106. [5] Сахих Муслим, 2191с. [6] Сахих Бухари, 5656.


Comments


bottom of page