Участие в похоронном намазе мусульманина и сопровождение похоронной процессии до кладбища является достойным деянием для человека. Наш Пророк, ﷺ, назвал правом покойного необходимость мусульман помолиться за упокой его души и похоронить покойника как следует.
Хотя участие в погребальной службе и погребении являются фардом-кифая (коллективной обязанностью для мусульманской общины), индивидуальное посещение похоронной молитвы является достойным делом[1].
Абу Хурайра сообщил, что наш Пророк, ﷺ, сказал, что тот, кто участвует в похоронной молитве (намазе-джаназа), заслуживает награду, подобную золоту весом в один кырат, и если он остается до завершения похорон, то он получает два кырата, причем каждый кырат равен горе Ухуд[2].
Они должны участвовать в этой молитве не ради проформы, не для видимости, а ради довольства Аллаха. Сопровождение похоронной процессии после совершения молитвы, как сказано выше, является великим благодеянием, которое, согласно мнению имама Муджахида, имеет более высокий уровень, чем дополнительные молитвы (намазы-нафль) (Фатх аль-Бари, т. 3, с.193, со ссылкой на Абдур-Раззака).
***
Пророк учил помнить ту, которой
Нет различья, ты стар иль млад.
Помни ту, что приходит скоро,
Разрушительницу услад.
[1] Имеет смысл привести общие принципы похорон, обязанности участников и запретные действия при похоронах:
а) Участвовать в исполнении молитвы-джаназа над телом умытого должным образом и обернутого в саван покойного.
б) Сопровождать тело покойного до кладбища и находиться там до его захоронения.
в) После захоронения, обратиться с мольбой к Аллаху о помощи покойному в твердости веры во время допроса, с просьбой о ниспослании благодати покойному, так как сказано в риваяте, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ждал до захоронения покойника, а затем говорил: «Просите для него прощения у Аллаха, просите у Аллаха для него твердости, ведь он сейчас привлекается к ответу» (хадис приведен у Абу Давуда, Баззара и Хакима). Передается также, что после одного захоронения, Ибн Умар прочитал у могилы покойного начало и конец суры «Бакара».
Передается, что Амр ибн аль-Ас просил следующее: «После моего захоронения, ожидайте у могилы некоторое время, достаточное для принесения в жертву одного верблюда и раздачи его мяса, чтобы я мог в вашем присутствии привыкнуть к могиле и узнать, что ответить ангелам, посланным моим Господом» (приводит имам Муслим).
г) Находиться в состоянии смирения. Размышлять о бренности этого мира.
Участники похорон должны думать о том, что их самих ожидает, и, находясь в состоянии полной покорности, воспринимать данный факт смерти как предостережение всем, кто ведет беспечный образ жизни. При участии в похоронах не следует вести разговоры на мирские темы, тем более – шутить, смеяться.
Нежелательные и запрещенные действия во время похорон
1. Нельзя задерживаться с проведением молитвы-джаназа в пятницу. Откладывать молитву до окончания пятничной молитвы, чтобы собрать больше народа, также нежелательно. Откладывать ее можно лишь в том случае, когда есть опасность пропустить пятничную молитву из-за похорон. Если нет опасности появления запаха разложения, то дозволено ожидать некоторое время опекуна покойного, живущего в близлежащей местности.
2. Нежелательно садиться до того момента, пока носилки с телом не будут поставлены на землю, и нежелательно стоять, когда носилки окажутся на земле. Нежелательно джамаату вставать со своих мест, когда подносят носилки с телом покойного к месту исполнения молитвы-джаназа. Также крайне нежелательно женщинам заходить на кладбище в момент похорон. После захоронения входить не возбраняется.
3. Нежелательно присоединяться к похоронной процессии верхом на животном. Необходимость ехать или не ехать на машине до места захоронения определяется самим участником. Если здоровье ему позволяет, и расстояние до кладбища невелико, то человеку лучше идти пешком. В хадисе от Саубана говорится: «Как-то раз мы с Пророком пошли на молитву-джаназа. Увидев среди джамаата некоторых людей верхом, он сказал: «И не стыдно вам? Ангелы Всевышнего Аллаха передвигаются пешком, а вы сидите верхом» (Ибн Маджа и Тирмизи).
На использование средств передвижения для возврата с места захоронения покойника запрета нет, так как в риваяте от Джабира ибн Самура говорится: «После похорон Ибн Дахдаха к Пророку подвели неоседланного коня, и он возвращался верхом в окружении нас, пеших» (хадис приведен у Ахмада, Муслима и ан-Насаи).
4. При сопровождении покойника порицаемо произносить вслух (а тем более громко) такбиры, тахлили и другие зикры. Об этом говорится в книгах ханафитского мазхаба "Халяби-уль-Кабир", "Мараки’ль-фалях", "Ни’мат-и Ислам", в комментариях имама Тахтави к книге «Мараки’ль-фалях» (Цит. по «Мухтасар-Ильмихаль» Мухаммада Йусуфа аль-Кок-Кози).
[2] Эти слова встречаются в версии, приведенной в Джами' ат-Тирмизи (Тирмизи, Китаб-аль-Джанаиз. Хадис 1040, глава 49), но этот же хадис также цитировался прежде.
Comentarios